Каждый художник обязательно должен уметь рисовать натюрморт. Это – классика жанра, без которой не постичь построения композиции, не изучить законов перспективы, не освоить создание объёма с помощью штриховки. А без этих навыков не получится двигаться вперёд и развиваться профессионально. Именно поэтому сегодня мы поговорим о рисовании натюрморта.
Рисуем натюрморт поэтапно карандашом
1 этап
Первым этапом в работе над ним является создание композиции. Художнику нужно выбрать тему и соответствующие ей предметы, а затем составить из них гармоничную композицию.
В зависимости от размеров и формы предметов, формат натюрморта может быть горизонтально ориентированным, вертикально ориентированным и квадратным.
Расстановка предметов внутри каждого формата может быть треугольной, круглой и диагональной.
Выставлять предметы в натюрморт следует, соблюдая простые правила:
- В одном рисунке можно задействовать не более 3 размеров предметов,
- Не стоит ставить все предметы в линию или слишком близко друг к другу,
- Для создания глубины и перспективы желательно перекрыть один предмет другим.
Кроме правильной постановки предметов, в натюрморте важно подобрать правильный свет. Он позволит акцентировать внимание на каких-то определённых объектах, сделает композицию более интересной.
2 этап
После того, как натюрморт будет выставлен, можно приступать к следующему этапу, — его построению на листе бумаги.
Всё построение нужно выполнять лёгкими тонкими линиями, которые затем можно будет просто стереть при помощи ластика.
Лист бумаги нужно разместить на мольберте в соответствии форматом натюрморта.
Затем следует сделать отступы, чтобы предметы не упирались в края листа. Слева и справа они должны быть одинаковыми и небольшими (но не менее 2-3 см), сверху отступ должен быть чуть меньше, чем снизу, тогда создастся ощущение, что предмет стоит на плоскости.
Затем нужно наметить линию горизонта (или плоскости), а затем закомпоновать все предметы.
После схематичной компоновки предметов, можно приступать к их детально прорисовке с учётом законов воздушной перспективы.
Кроме того, важно всё время сравнивать предметы между собой, чтобы в точности соблюсти их пропорции.
Завершив построение, нужно со свежим взглядом проверить каждый предмет, сравнить его с оригиналом. Данный этап крайне важен, поскольку ошибки, совершённые и не исправленные сейчас, выявятся и станут ещё заметнее в дальнейшем.
После выполнения проверки построения можно стереть все вспомогательные линии, и приступать к следующему шагу.
3 этап
Завершающим этапом в работе над натюрмортом является создание объёма композиции при помощи штриховки простыми карандашами разной мягкости. Обычно для работ такого плана используют специальные наборы чернографитовых карандашей.
Опытные художники рекомендуют вести работу либо от самого светлого к самому тёмному, либо наоборот.
Штрихи нужно накладывать не вразброс и хаотично, а по форме предметов.
Наносить их нужно близко друг к другу, но не делая из них единое пятно.
В процессе работы очень важно постоянно сверяться с оригиналом и сравнивать свою работу с ним, а также смотреть на неё со стороны.
Кроме карандашей, создавать объём можно и при помощи ластика. Им можно высветлять блики, делать рефлексы, которые добавят композиции живости.
В случае, когда тон, наложенный карандашом, получился темнее, чем нужно, можно воспользоваться кусочком подсушенного белого хлеба. Его нужно измельчить в крошку, нанести её на требующий коррекции участок рисунка и аккуратно покатать их по поверхности. Они возьмут на себя тон карандаша, и участок заметно высветлится.
Попробуйте свои силы в создании графических натюрмортов, и вы увидите, насколько это увлекательный, творческий и познавательный процесс.