Каждый человек с самого раннего детства изучает базовые цвета, которыми разрисован весь мир. Маленькие дети различают цвета неба, травы, солнца.
В теории глаза человека способны различать до 10 миллионов цветов.
Однако в реальности, мы кроме базовых цветов различаем около 100 оттенков. А художники и дизайнеры, и те, чья профессия связана с цветом — около 150. Оттенки и полутона могут сочетаться друг с другом. Чтобы разобраться, как бесконечное множество комбинаций влияют на человека, необходимо рассмотреть основы цветоведения.
История изучения цвета
Начиная исследования учёные многое узнали о природе цвета. Исаак Ньютон первый изучил спектр солнечного излучения из семи цветов.
Анализ спектров в дальнейшем повлиял на объективные науки, и на развитие философии.
Цветовой круг усовершенствовал Иран Вольфганг Гёте. Он стал философом и цветоведом, написал книгу: «Учение о цветах». Его предположение состоит в том, что: из борьбы света и тьмы выходят победителями сначала первичные хроматические (синий, красный, желтый), остальные же получаются из их смешения.
Оранжевый, зелёный, фиолетовый — вторичные цвета. Они возникают из соединений основной тройки.
Современное цветоведение пользуется схемой Швейцарского художника XX века. Йоханнес Иттен обобщил мысли других учёных.
С использованием системы можно подобрать палитру, с оптимально сочетающимися цветами. В центре — три первичных цвета. Вокруг вторичная тройка. Круг окружён двенадцатью второстепенными производными.
Гармоничное соединение между собой кусочков круга возможно в 6 вариантах (контрастных или дополняющих друг друга).
Если добавить в систему Иттена черный и белый цвета — она расширяется. Появляются новые возможности создавать различные оттенки.
Когда человек открывает набор красок, он видит именно эти цвета. В наборе обязательно есть тройка основных цветов и тройка вторичных. Дополнением может быть холодные и теплые варианты.
Новые же цвета и оттенки появляются в процессе рисования, когда художник кистью смешивает краски. Мастера живописи сочетают не сочетаемое, и что же в итоге из этого получается, мы видим в их работах.
Живопись и цвет
Живопись в процессе своего зарождения и развития близка к периодам жизни человека.
Первую пору живописи можно назвать «детством».Этому периоду присущ ограниченный набор красок. Весь мир изображался всего несколькими цветами.
Это объясняется тем, что изначально сложно было добыть пигментирующие вещества, смеси не производились на заводах. Художникам приходилось собственноручно добывать их из природных материалов.
Однако, рассмотрев с другой стороны выбор цветов, заметим, что на картине не появлялись случайные краски.
Каждый цвет наполнялся определенным смыслом.
При изучении искусства Средневековья было выявлено, что картины состоят из сочетаний синего, красного и золотого цветов.
Синий — цвет неба, чистоты, духовности, божественности. Именно поэтому одеяния Девы Марии в синих тонах.
Красный — цвет крови, мучения, а также символ Воскресения. Именно поэтому Христос изображается в синем и красном тонах.
Золотой — как символ связи с Господом. Золотой нимб сияет над головой.
Новые краски
Со временем палитра красок расширяется, вместе с тем преображается искусство. Появляются новые цвета и оттенки. В эпохе Возрождения появляется новый этап развития живописи: реализм. Для достижения изображения близкого к реальности используются гармоничные сочетания цвета.
Для реалистичного изображения самой жизни художники старались отразить красками действительный мир. Для получения гармоничного цельного полотна они обращались к основам цветоведения.
В XX веке исчезают всякие ограничения. Возникает совсем новая сфера искусства, которая непосредственно связана с наукой. Сила воздействия живописной палитры возрастает. И художники погружаются в эксперименты. Всё больше изучается наука цветоведения.
Появляется новое направление живописи — импрессионизм. Художники стараются на картинах изобразить мир яркими и насыщенными красками. Возникает ощущение красочной полноты жизни. Однако также появляется ныне общепризнанный шедевр «Черный квадрат» Малевича. В нём полное отсутствие цвета, или его монохромность — смысл произведения искусства. Постепенно цветовая гармония на картинах сменяется контрастами, разнообразными сочетаниями, которые передают эмоции. Меняется отношения не только в искусстве, но и в жизни.