Наброски карандашом

Быстрые наброски карандашом являются неотъемлемой частью творчества как опытных, так и начинающих художников. Они помогают в поиске интересных художественных решений в композиции рисунка, развивают глазомер и художественное видение, помогают «набить руку».

Для большинства художников выполнение набросков карандашом является подготовительным процессом перед началом работы над большой серьёзной картиной. Для остальных же наброски уже сами по себе являются самостоятельной, просто безграничной для творчества, темой.

Понятие «наброска карандашом»

Тем, кто делает свои первые шаги в рисовании, порой довольно трудно оценить всю важность выполнения наброска, непросто им и выполнить его. Попробуем вместе разобраться, что же такое набросок карандашом, в чём заключается его отличие от длительного рисунка, и в чём состоит его сила.

Набросок карандашом – это кратковременная зарисовка, не перегруженная деталями и тоном. Обычно наброски выполняют в «походных условиях»: на прогулке, в транспорте, на пленере и т.д. Решив заняться набросками всерьёз, приобретите небольшой альбом или блокнот, несколько простых карандашей разной мягкости и хороший ластик, и всегда носите их  с собой, куда бы вы ни отправились. Тогда у вас всегда будет возможность запечатлеть на бумаге интересный сюжет или фигуру.

Быстрота выполнения и минимум художественных материалов для реализации замысла – вот основные преимущества наброска.

Зачем нужны наброски? Не секрет, что художники не всегда располагают достаточным временем, чтобы нарисовать понравившийся сюжет, и, в то же время, упускать этот сюжет им тоже не хочется, – настолько он интересен. Быстрые наброски нужны как раз для такого случая, поскольку позволяют за короткое время «набросать» рисунок, который потом можно будет использовать для создания полноценного художественного произведения.

Все художники единогласно сходятся во мнении, что ещё одним достоинством набросков является их недосказанность, незавершённость, позволяющая зрителю самому додумывать сюжет. Лаконичные, образные, со своим особым шармом, – они никого не оставляют равнодушным.

Понимая всю значимость набросков в становлении творческой натуры будущего художника, учителя художественных школ и курсов включают их во все обучающие программы. Ни одна учебная, а затем и творческая работа любого художника не обходится без одного, а порой и нескольких, набросков.

Набросков не чураются даже маститые и опытные художники. Так, к примеру, В.И. Суриков просто обожал рабочую графику и выполнял многочисленные наброски архитектурных сооружений, предметов быта и фигур людей. Все они затем ложились в основу его прекрасных и невероятно сложных в живописном плане работ.

Виды набросков

Одним из современных видов наброска является скетч. Он выполняется любыми графическими материалами. Конечно, он не может считаться законченным художественным произведением, но в этом и есть его прелесть.

Набросок тоном. Выполняется в виде общих тональных пятен на основе упрощённой схемы построения предметов. На таком наброске присутствует всё, что есть на обычном рисунке, – свет, тень, полутень, рефлекс и блик. Единственное отличие, что накладываются они очень быстро, без лишней  детализации. Это делает набросок очень живым и эмоциональным.

Набросок линией. Выполняется при помощи одной линии. Сначала ею намечают общий силуэт, затем прорабатывают детали. В более светлых местах линии делают без нажима, в теневых – с нажимом. При всей кажущейся простоте, линейный набросок довольно сложен и требует от исполнителя хорошо поставленной руки, остроты глаза и смелости и непринуждённости в работе.

Линейный набросок с тоном. Начинается с линейной прорисовки, к которой потом «подключается» тон, накладываемый с теневых сторон и на изломах предмета.

Конструктивный набросок. Довольно простой, весьма условный вид наброска, несущий чисто познавательный или информационный характер. Главная его цель – в точности разобрать особенности построения фигуры человека или, например, предмета. Штрих в нём, как правило, не применяется.

Как выполнять наброски карандашом

Прежде всего, изучите предмет, который хотите изобразить, – его форму, пропорции. Выберите самый эффектный ракурс для его изображения.

Схематично закомпануйте его на листе. Общими штрихами придайте ему форму. Постоянно сверяйтесь с натурой.

Более детально проработайте изображение. Оцените, насколько набросок отражает суть изображаемого предмета.

При необходимости поработайте тоном или линией.

Остановите работу на том моменте, который посчитаете нужным, ведь набросок – это быстрый рисунок, отличающийся недосказанностью и незавершённостью.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям