Одной из главных ошибок неопытных художников является их пренебрежение изучением строения скелета и мышц человека. Из-за этого нередко нарисованный человек выглядит неестественно, причём, это касается не только строения тела, но и мимики лица и самих движений тела.
По этой причине, желая нарисовать действительно хороший портрет, так важно изучить базовые принципы изображения человека.
- Пропорции лица
- Вид спереди
Череп человека имеет вид чуть приплюснутой сферы. Поэтому лицо в анфас выглядит похожим на куриное яйцо, перевёрнутое острым концом вниз.
Изображённые в центре такого овала 2 взаимно перпендикулярные прямые делят его на 4 части.
Особенности:
- Глаза располагаются в серединных точках обеих частей горизонтальной прямой.
- Поделите нижнюю часть вертикальной прямой на 5 частей, тогда крайняя точка нижняя носа придётся на вторую метку сверху, а губы сомкнутся на одну метку ниже.
- Поделите верхнюю часть вертикальной прямой на 4 части, тогда граница роста волос придётся на 2 или 3 метку. Ушные раковины будут располагаться от верхнего века до крайней нижней точки носа.
Возьмите на заметку: ширина лица сравнима с шириной 5 глаз. Между глазами, а также между подбородком и нижней губой тоже помещается 1 глаз.
Ещё лицо можно безошибочно изображать, сравнивая некоторые величины с расстоянием между вершинами указательного и большого пальцев. Высота ушной раковины, расстояние от бровей до линии роста волос, от носа до бровей, от подбородка до носа и между зрачками, – все эти измерения равны указанному расстоянию.
Вид сбоку
В профиль мы по-прежнему наблюдаем яйцеобразную форму, но острая сторона при этом «смотрит» в угол. Линии построения условно делят голову на 2 части: лицо и череп.
Особенности черепа:
- Ушная раковина находится за вертикальной прямой.
- Глубина черепной коробки приходится на расстояние, показанное пунктиром.
Особенности лица:
- Всё соответствует описанию выше.
- Расположение корня носа соответствует горизонтальной прямой.
- Надбровные дуги (1-ая точка над горизонтальной прямой) являются самой выступающей частью лица.
Нюансы
Глаза и брови
Не существует конкретных правил по изображению глаз. Схематично их изображают в виде двух дуг, образующих миндалевидную форму.
- Разрез глаз может быть самым разным, но есть некоторые моменты, общие для их изображения.
- Внутренний угол глаза не может быть выше, чем внешний.
- При миндалевидном разрезе округлая часть глазного яблока всегда располагается ближе к его внутреннему углу, а удлинённая – к наружному.
- Радужка глаза частично скрыта внешним веком, и касается нижнего века при взгляде вниз.
- Направление роста ресниц – от век наружу.
- Не увлекайтесь излишней детализацией изображения глаз, – результат не всегда будет оправдан.
- При взгляде сбоку форма глаза напоминает наконечник стрелы, с едва заметными веками. В реальности при взгляде на глаз сбоку радужку не видно, но во избежание странного вида глаза без неё желательно всё-таки изображать хотя бы намёк на неё.
- Брови довольно просто изображать, если следовать форме, образуемой верхним веком.
- Сбоку форма бровей сильно напоминает запятую и зрительно берёт своё начало от ресниц.
Нос
- Форма носа – клиновидная. Так её и представить проще, и изобразить.
- Форма крыльев и спинки носа – плоская. Их обычно изображают в конце. Однако их нельзя не учитывать при построении носа, чтобы соблюсти все пропорции.
- Нижняя плоская часть «носа-клина» имеет вид усечённого треугольника. Она соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья носа заворачиваются в сторону перегородки и образуют ноздри.
- Перегородка при этом начинается раньше, чем крылья, и соединяется с лицом. При боковом взгляде она идёт ниже крыльев, и поэтому при ракурсе ¾ скрывает дальнюю ноздрю.
- Детализацией носа тоже увлекаться не стоит. Главное в его изображении – правильные пропорции.
Рот
- Прежде всего следует намечать линию, на которой мыкаются губы. Эта линия – самая длинная из трёх, формирующих губы. Как правило, она имеет сложную форму, отражая форму верхней или нижней губы.
- Форма и объём губ могут быть разными (пухлые, узкие).
- Верхние кончики верхней губы могут быть как сильно выраженными и заметными, так и представлять собой практически прямую линию.
- Сбоку форма губ напоминает наконечник стрелы. Верхняя губа при этом чуть-чуть выступает над нижней.
Ушные раковины
- Внешнюю часть ушных раковин можно сравнить с буквой С, а внутреннюю – с перевёрнутой буквой U. Есть аналогичная кривая, которая располагается над мочкой уха и соединяется с маленькой дугой C-образной формы. Вообще же форма уха может варьироваться.
- При взгляде на лицо в анфас, уши нам видны в профиль. U-образный ободок становится отдельной частью, мочка уха приобретает каплевидную форму и выделяется.
- При взгляде на уши со стороны спины, они кажутся отдельно отстоящими от головы, поскольку их ободок крепится к голове при помощи особой воронки.
Специфика разных ракурсов
Лицо смотрит вниз:
- Уши зрительно смещаются выше, все детали закругляются кверху.
- Нос начинает выдаваться из общей линии лица, а его кончик становится ближе к губам.
- Форма бровей выравнивается.
- Верхнее веко становится лучше видно, при этом оно скрывает большую часть глаза.
- Нижняя губа начинает «выпирать», а верхняя – пропадает.
- Рот искривляется, появляется мнимая улыбка.
Лицо смотрит вверх:
- Уши зрительно смещаются вниз, все части лица округляются книзу.
- Полностью видно верхнюю губу. Из-за этого рот зрительно смотрится пухлее.
- Линия бровей приобретает ещё более закруглённую форму, нижнее веко тоже закругляется книзу, отчего появляется так называемый «острый взгляд».
- Отчётливо видны нижняя часть носа и ноздри.
Лицо смотрит в сторону:
- При взгляде практически со спины единственное, что можно увидеть на лице – это выдающиеся вперёд брови и скулы. Шея начинает выступать и стремиться в сторону ушной раковины. При повороте человека лицом следующими появляются ресницы.
- После этого показывается часть брови, а за ней – нижнее веко и кончик носа, выглядывающие из-за щеки.
- При ещё большем повороте показываются глазные яблоки и рот, а шея плавной линией переходит в подбородок. Всё ещё видна часть щеки и скрывающаяся за ней ноздря.