Техника рисования «сухая кисть»
Вариант нанесения краски, получивший название «сухая кисть», помогает добиться визуального текстурного эффекта. Кроме того, благодаря использованию данной техники окраска приобретает природную неровность, нижний слой краски пробивается через верхние мазки.
Рождение техники «сухая кисть» связывают с уличными художниками, творившими в середине 80-х годов на Арбате. Они рисовали людей, проходящих мимо, делая портреты в очень сжатые сроки. Зачастую в работе художники использовали уголь, карандаш или пастель. Техника стремительно набирала обороты, становилась популярной, поскольку позволяла делать качественные рисунки в короткие сроки. Картина рождалась буквально на глазах, что нравилось зрителям.
Ключевые преимущества техники «сухая кисть»
Принято считать, что впервые эту технику стали использовать ещё в эпоху Средневековья. В 14 веке в Китае художники нередко рисовали живые пейзажи при помощи туши, кистей, бумаги и воды. Даже не зная и не пользуясь законами перспективы, они передавали в своих работах воздушное пространство.
Однако наибольшую популярность техника получила в середине 20-го века. Именно тогда столичные уличные художники стали использовать данный приём. Широкое распространение «сухой кисти» обуславливалось следующими моментами:
- художник мог в очень короткие сроки выполнить заказ;
- с помощью данного приёма можно выделять самые мелкие детали, в результате портрет получается очень похож на фотографию;
- графику не нужно закреплять, поскольку масляная краска отличается своей быстрой впитываемостью, не размазывается;
- можно сразу сворачивать картину, вставлять её в рамку, транспортировать.
Какими же секретами обладает «сухая кисть»?
Этот приём основывается на использовании водорастворимых пигментов (речь идёт об акварели, гуаши). Художники при работе техникой «сухая кисть» берут любые материалы, в том числе акриловые краски, пастель, чернила, темперу. Основные секреты:
- Краска прекрасно держится на сухой кисти.
- Пигмент сразу наносят на бумагу, холст или картон.
- Мазки, сделанные сухой кистью, получаются неровными. Их можно сгладить либо выровнять, нанеся сверху следующий слой краски.
- Кисть обязательно должна быть сухой. Если художник использует водорастворимые пигменты, кисть необходимо тщательно отжать.
- Щётку нужно полностью погрузить в вязкую краску, после чего нанести мазки на сухой холст.
- Если щетина кисти слишком жёсткая, мазки следует делать лёгкие.
- Желательно в работе использовать непрозрачные краски.
- Для данной методики отлично подходит текстурированная поверхность.
- Используя приём «сухая кисть», художник даёт возможно видеть цвет, который он использовал до этого. Получается эффект размытости, картина приобретает необычные цвета.
- Чтобы поверхность была оптимальной шероховатости, в левкас рекомендуется добавить песок, или же брать для работы тяжелый холст.
Как «сухая кисть» сочетается с другими техниками
Данная технология позволяет художнику нарисовать всё, что пожелает душа. Она подходит для создания натюрмортов, живых пейзажей, правдоподобных портретов. При этом не нужно предварительно делать эскиз, что упрощает и убыстряет процесс. Комбинирование с другими техниками не воспрещается. Если в работе использовать чёрно-белые цвета, картина в итоге будет выглядеть так, будто выполнена карандашом или кусочком угля. Необычный результат получается при использовании акварели и глазури. Потрясающий эффект создаёт техника при работе с акрилом. Картины получаются текстурными, объёмными.