В июне в Милане прошла юбилейная 60-я выставка Salone del Mobile и Неделя дизайна. Стилист и декоратор Марина Бессонова рассказывает о главных тенденциях
Разумное потребление
В послевоенный период европейские мебельные дизайнеры начали создавать цельные изделия из пластмассы. Они успешно придавали этому синтетическому материалу новые формы и добивались его большей пластичности, что увеличивало популярность пластмассы в индустрии. Спустя десятилетия кульминацией той революции стало прозрачное кресло Louis Ghost французского дизайнера Филиппа Старка, выпущенное итальянской компанией Kartell и разошедшееся по миру миллионными тиражами.
Впрочем, сегодня все иначе, одна из самых главных тем на итальянском рынке дизайна— желание свести к минимуму использование синтетики.
Так, компания B&B Italia отметила юбилей легендарного кресла Le Bambole дизайна Марио Беллини, использовав переработанный полиэтилен в качестве внутреннего наполнения.
Кресло Le Bambole,Марио Беллини дляB&B Italia
А в конструкции нового кресла Flutz дизайнера Майкла Анастасиадиса для Cassina все составляющие элементы оказались разборными— каждый в будущем сможет пройти свою стадию переработки.
Итальянский дом Midsummer Milano— лидер в производстве матрасов из натуральных материалов— наполнил модель Monteverdi шерстью, полученной в результате переработки кашемировых пледов.
Матрас Monteverdi наполненшерстью из переработанныхкашемировых пледов,Midsummer Milano
Креативные директора дома Hermès Шарлотт Мако-Перельман и Алексис Фабри придумали световую инсталляцию из четырех водонапорных башен, выполненных из переработанной бумаги.
Инсталляция Hermes
Компания Kartell представила на суд зрителей стул Re-Chair авторства Антонио Читтерио из переработанных кофейных капсул Illy. Выставочное пространство компании было полностью спроектировано из целлюлозы и переработанной бумаги.
Стул Re-Chair из переработанных кофейных капсул illy,АнтониоЧиттерио для Kartell
А такие флагманы индустрии, как Minotti, заменили на своих стендах привычный для них мрамор на переработанный бетон.
Стенд Minotti
Филипп Старк— суперзвезда
Начало 90-х— расцвет эпохи дизайнеров-суперзвезд, умеющих работать с широкой публикой и позиционировать свой продукт так, чтобы он становился безошибочно узнаваемым. Серебро, блеск стекла и отполированная сталь стали основными атрибутами дизайнеров-шоуменов. Среди них— француз Филипп Старк, идеолог превосходства формы над содержанием. По признанию 73-летнего мастера, многие его работы призваны «освободить пользователя от унылой реальной повседневности жизни». С течением времени желание дизайнера превращать обычные предметы в экстраординарные только набирало обороты. А минувшая миланская Неделя дизайна в этом смысле стала квинтэссенцией идей Старка.
Модный дом Dior пригласил дизайнера переосмыслить свой легендарный стул Louis XVI Médaillon Chair, появившийся в первом бутике Кристиана Диора в 1947 году. Старк сделал основу из алюминия, покрытого черным хромом, розовой медью либо золотом. Классический силуэт Médaillon Chair обрел еще больше утонченности за счет игры с количеством подлокотников.
Стул Louis XVI Médaillon Chair в трех вариантах исполнения, Филипп Старк для Dior
Дом хрусталя Baccarat в этом году пышно отмечает двадцатилетие сотрудничества со Старком. К юбилею приурочили выпуск совместной коллекцииTalleyrand, состоящей из новых изящных ваз, бокалов и подсвечников.
Предметы из коллекции Talleyrand, Филипп Старк для Baccarat
Впервые дизайнер создал для французского бренда ювелирную линию L' Éclat («Блеск»), подчеркнув тем самым свою любовь к отражению и свету, с которыми он играет мастерски.
Кольцо L' Éclat, ФилиппСтаркдляBaccarat © пресс-служба КольцоL' Éclat, ФилиппСтаркдля Baccarat © пресс-служба
Кроме того, Старк сделал коллекцию невесомых столов Donald компании Glass Italia, специализирующейся на производстве мебели из стекла. Важнейший элемент дизайна здесь— преломление света.
Столы из коллекции Donald, Филипп Старк для Glass Italia © пресс-служба Столы из коллекции Donald, Филипп Старк для Glass Italia © пресс-служба
Модернизм и механическая эстетика
Модернистские традиции 20-х годов XX века по-прежнему оказывают сильное влияние на архитектуру и мебельные формы века XXI. Прежде всегоэто наследие Ле Корбюзье, а также каркасы из трубчатой стали Марселя Брейера, стеклянные павильоны и мебель Людвига Мис ван дер Роэ, декоративные эксперименты Шарлотты Перриан. Все это сегодня получает современное прочтение в интерьере.
Желание переосмыслить классические каноны комфорта и добавить к ним эффект парения над поверхностью легло в основу коллекции Standalto Франческо Бинфаре для Edra. Классический диван, очень удобный благодаря «умным» подушкам и сиденьям на базе запатентованной пены Gellyfoam, подняли на 15см от пола за счет металлических трубчатых ножек. Механическая эстетика модернизма всегда воспевала технологию и умение работать с передовыми материалами без ущерба комфорту.
Диван изколлекции Standalto,Франческо Бинфаре для Edra
Легкость и открытость алюминиевого каркаса заметны и в новом диване Esosoft Антонио Читтерио для Cassina. Диван в виде раковины словно застыл в воздухе благодаря своей конструкции.
Диван Esosoft, Антонио Читтерио для Cassina
Поклонник чистых модернистских линий, итальянский архитектор Пьеро Лиссони создал для Glass Italia кушетку Tête-à-tête из 19-миллиметрового стекла, поддержав тем самым известный лозунг Мис ван дер Роэ: «Меньше значит больше».
Кушетка Tête-à-tête, Пьеро Лиссонидля Glass Italia
Наконец, японские мотивы Шарлотты Перриан довершают общий модернистский настрой— ковер Vérité, созданный ею в 1940 году в Японии, переиздала компания Cassina. На нем— идеограмма, изображающая понятие правды, истины.
Ковер Шарлотты ПеррианVérité с идеограммой «правда», дизайн 1940 года. Перевыпущен брендом Cassina
Ручное производство
Миланская Неделя дизайна показала, что традиционные ремесленные вещи как никогда актуальны в интерьере, сервировке и вообще в жизни современного человека. Крафтовость главенствует и в коллекционном дизайне, и в линиях мебельных и модных флагманов.
Известный фарфоровый дом Ginori 1735 и итальянская галерея Nilufar в рамках проекта Reborn привлекли четырех художников для того, чтобы они создали посуду вручную. В итоге воедино сплелись авангардные мотивы, колористическая графика и природные мотивы.
Тарелки АндреаЦукки для Ginori 1735 и галереи Nilufar
Французский дом Hermès в свою очередь представил серию предметов для дома. Все они произведены вручную исключительно из натуральных материалов. Одними из самых заметных объектов стали Pli'H— расписные кожаные чаши для сервировки.
Кожаные чаши Pli'H,Hermes
Испанский модный дом Loewe и премия Loewe Craft Prize представили проект Poliform. В основе— 240 восстановленных плетеных предметов (корзины, вазы, канистры), собранных со всего мира и бережно отреставрированных с помощью кожаного шнура. Вдохновением послужила галльская техника плетения из соломы.
Сумки и корзины из коллекции Poliform, Loewe © thefashionography Сумки и корзины из коллекции Poliform, Loewe © thefashionography Сумки и корзины из коллекции Poliform, Loewe © designboom Сумки и корзины из коллекции Poliform, Loewe © thefashionography Сумки и корзины из коллекции Poliform, Loewe © thefashionography